РП ВД В мире профессий 5 класс

Актуальность и назначение программы
Профессиональная ориентация в школе призвана
решать задачу формирования личности работника нового
типа, способного выбирать сферу профессиональной
деятельности, оптимально соответствующую личностным
особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более
эффективное использование кадрового потенциала страны и
рациональное регулирование рынка труда.
Программа
профессиональной
ориентации
обучающихся на ступени основного общего образования
должна помочь формированию у обучающихся готовности к
выбору направления профильного образования и способности
ориентироваться в сложном мире труда.
У подростков важно формировать осознание ими своих
интересов,
способностей,
общественных
ценностей,
связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
При этом будущая профессиональная деятельность выступает
для подростка как способ создания определенного образа
жизни, как путь реализации своих возможностей. Программа
курса «В мире профессий» помогает расширить представления
детей о мире профессий и научит детей исследовать свои
способности применительно к рассматриваемой профессии.
Программа курса «В мире профессий» представляет систему
интеллектуально-развивающих занятий для учащихся пятых
классов. Разнообразие организационных форм и расширение
интеллектуальной
сферы
каждого
обучающегося
обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных
мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в познавательной деятельности. Отличительными
особенностями программы курса «В мире профессий»
являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся,
направленных на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные
ориентиры и воспитательные результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в

рамках
внутренней
системы
оценки:
педагогом,
администрацией, родителями.
Цель Программы – оказание учащимся психологопедагогической
и
информационной
поддержки
в
формировании
жизненного
и
профессионального
самоопределения.
Основные задачи реализации Программы:
 формирование у учащихся ценностного отношения к
трудовому становлению;
 обеспечение развития у школьников отношения к себе
как к субъекту будущего профессионального образования и
профессионального труда;
 формирование у обучающихся готовности к
принятию осознанного решения при проектировании своего
образовательно-профессионального маршрута по завершении
обучения в основной школе;
 приобщение детей к работе со справочной и
энциклопедической литературой.
Место курса внеурочной деятельности «В мире профессий»
в учебном плане
Программа может быть реализована в работе со
школьника ми 5 классов.
Программа курса рассчитана на 34 часа, в рамках
которых предусмотрены такие формы работы, как
беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на
производство,
решения
кейсов,
встречи
с
представителями
разных
профессий,
профессиональные
пробы,
коммуникативные
и
деловые игры, консультации педагога и психолога.
Программа может быть реализована в течение трех
лет со школьниками 5 классов, если занятия проводятся
1 раз в неделю.
Взаимосвязь с программой Воспитания
Программа
курса
внеурочной

деятельности

разработана с учётом рекомендаций программы
воспитания. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и
на нравственное, социальное развитие учащегося. Это
проявляется:
 в приоритете личностных результатов реализации
программы внеурочной деятельности, нашедших своё
отражение и конкретизацию в программе воспитания;
 в возможности включения школьников в
деятельность,
организуемую
образовательной
организацией в рамках модуля «Профориентация»
программы воспитания;
 в возможности комплектования разновозрастных
групп
для
организации
профориентационной
деятельности школьников, воспитательное значение
которых отмечается в программе воспитания;
 в интерактивных формах занятий для школьников,
обеспечивающих большую их вовлечённость в
совместную с педагогом и другими детьми деятельность и
возможность образования на её основе детско-взрослых
общностей,
ключевое
значение
которых
для
воспитания подчёркивается программой воспитания.
Особенности работы педагога по программе
Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать
процесс профессиональной ориентации школьника,
раскрывая потенциал каждого через вовлечение в
многообразную деятельность, организованную в разных
формах. При этом результатом работы педагога в
первую очередь является личностное развитие
учащегося Личностных результатов педагог может
достичь, увлекая учащегося совместной и интересной им
обоим деятельностью, устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу,
насыщая занятия ценностным содержанием.

Формы организации занятий: беседы, игрывикторины, описание профессии, сочинения, экскурсии,
встречи с представителями разных профессий.
Программа курса «В мире профессий» педагогически
целесообразна, так как способствует более разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию
у детей интереса к различным видам деятельности, желанию
активно участвовать в практической деятельности, умению
самостоятельно организовать свое свободное время.
Познавательно-творческая
внеурочная
деятельность
обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников,
что в своей совокупности дает большой воспитательный
эффект. Программа курса «В мире профессий» рассчитана на
любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального
развития и способностей.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности «В мире профессий»
В структуре планируемых результатов выделяется
следующие группы:
Планируемые результаты являются одним из
важнейших механизмов реализации Требований к результатам
освоения основных образовательных программ федерального
государственного стандарта. Содержание программы курса
«Мир профессий», формы и методы работы позволят достичь
следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися
внеурочной образовательной программы «Мир профессий»
можно считать следующее:
 овладение начальными сведениями об особенностях
различных профессий, их происхождении и назначении;
 формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом;
 формирование коммуникативной, этической,
социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
предвосхищать
результат;
адекватно
воспринимать
предложения учителей, товарищей, родителей и других людей
по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для
преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация
эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать
свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
определять
цели,
функции
участников,
способы
взаимодействия; договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности; формулировать собственное
мнение и позицию; координировать и принимать различные
позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно
строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера; узнавать,
называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебных
предметов; запись, фиксация информации об окружающем
мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинноследственных связей.
Содержание курса внеурочной деятельности «В мире профессий»
5 класс (34 часа)
Введение. Вводные понятия (2ч)
Работа,
труд,
профессия,
профориентация.
Представления о различных профессиях, возникновении
профессий в обществе.
Раздел 1 Профессии наших мам (10 часа)
Продавец, парикмахер, швея, кондитер, повар, медик и
др.
Мастер-класс «Я - стилист», экскурсия в магазин,

конкурс «Кулинарный шедевр», экскурсия в кабинет врача,
мастер-класс по наложению медицинских повязок.
Профессии наших пап (10 часов)
Полицейский, пожарный, водитель, автомеханик,
тренер, спасатель и др.
Экскурсия в пожарную часть г. Первоуральска,
экскурсия в музей ОМВД, практическое занятие по тушению
пожара, экскурсия в автосервис, мастер-класс по
определенному виду спорта.
Раздел 2 Профессиональные династия в нашей семье (5
часов).
Проектно-исследовательская работа.
Раздел 3 Профессии в нашей школе (6 часов).
Учитель, библиотекарь, администратор, тьютор, повар,
уборщик, плотник и др.
Экскурсия в библиотеку, профессиональные пробы в
роли учителя, трудовой десант «Уборка и озеленение
пришкольной территории».
Подведение итогов. Участие в городском фестивале
«Мир в радуге профессий».

Тематическое планирование 5 класс

№
урока

Название раздела, темы Количест Основное содержание
Деятельность
Формы
урока
во часов
школьников
занятия
Введение 2 часа
1-2
Вводные понятия
2
Работа, труд, профессия, Знать
понятияЛекция, беседа
профориентация.
работа,
труд,
профессия,
профориентация
Раздел 1 Профессии наших мам (10 часов)
3-7
Сообщения учеников о
5
Профессии:
продавец, Слушать доклады, Сообщения,
профессиях мам
парикмахер,
швея, сообщения
о презентации
кондитер, повар, медик и профессиях.
др. Особенности этих
профессий.
8
Я - стилист
1
Уход за волосами. Виды Знать виды женских Мастер-класс
женских
причесок. причесок.
Уметь
Укладка
феном. пользоваться феном
Синхронная работа щетки и щеткой.
и фена.
9
Поход в магазин
1
Посещать
Экскурсия
экскурсии.
Высказывать свое
21

10

Кулинарный шедевр

1

11

Оказание первой
помощи с наложением
медицинской повязки

1

12

В гостях у школьного
врача

1

Раздел 2 Профессии наших пап (10 часов)
13-17
Сообщения учеников о
5
профессиях пап

18

Коварный огонь

1

мнение о новых
впечатлениях
Участвовать
в Конкурс
конкурсе
«Кулинарный
шедевр»
Правила
наложения Знать
правила Мастер-класс
медицинских повязок на наложения повязок.
раны и повреждения.
Уметь накладывать
повязку на рану.
Посещать
Экскурсия
экскурсии.
Высказывать свое
мнение о новых
впечатлениях
Профессии: полицейский, Слушать доклады, Сообщения,
пожарный,
водитель, сообщения
о презентации
автомеханик,
тренер, профессиях.
спасатель и др.
Как правильно потушить Знать
правила Практическое
горящий
предмет? пользования
занятие
Правила
пользования огнетушителем

огнетушителем.
-

19

Где живут огнеборцы?
(экскурсия в пожарную
часть)

1

20

Экскурсия
ОМВД

музей

1

-

21

Хотим быть сильными,
ловкими,
быстрыми
(мастер-класс
по
определенному
виду
спорта)

1

-

22

Экскурсия в автосервис

1

-

в

Раздел 2 Профессиональные династия в нашей

Посещать
Экскурсия
экскурсии.
Высказывать свое
мнение о новых
впечатлениях
Посещать
Экскурсия
экскурсии.
Высказывать свое
мнение о новых
впечатлениях.
Повторять
и Мастер-класс
правильно
выполнять
упражнения.
Включаться
в
коллективную игру.
Посещать
Экскурсия
экскурсии.
Высказывать свое
мнение о новых
впечатлениях.

семье (5 часов)
23-27
Профессиональные
династия в нашей семье

ПроектноСлушать проекты о Защита
исследовательская работа профессиональных проектов
династиях

Раздел 3 Профессии в нашей школе (7 часов)
28-30
Профессии
в
3
Профессии:
учитель, Слушать доклады, Беседа,
образовании
библиотекарь,
сообщения
о сообщения
администратор, тьютор, профессиях
в учеников
советник,
повар, образовании
уборщик, плотник и др.
Уровни
образования,
требования
к
профессионалу, условия
труда.
31
Книжкин
дом
1
Посещать
Экскурсия
(экскурсия
в
экскурсии.
библиотеку)
Высказывать свое
мнение о новых
впечатлениях.
32
Уборка и озеленение
1
Уметь
работать Трудовой
пришкольной
граблями, метлой. десант
территории
33
Учителя - дублеры
1
Знать
материал Профессионал

34

Подведение
итогов.
Участие в городском
фестивале «Мир в
радуге профессий».

1

-

урока.
Уметь ьные пробы
общаться с детьми.
Поддерживать
на
уроке
атмосферу
доброжелательност
и.
Участвовать
в Городской
городском
фестиваль
фестивале «Мир в
радуге профессий»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».