Актуальность и назначение программы
Культура речи – языковая дисциплина, которая изучает основные нормы
литературного языка. Она играет существенную роль в системе подготовки
современного школьника, поскольку на сегодняшний день в российском обществе
как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе
культуры речи. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, людям
необходимо научиться формулировать свои мысли, связно выражать свое мнение
относительно тех или иных проблем окружающей действительности, уметь
выступать на публике, презентовать себя как личность.
В связи с этим данный курс имеет следующие цели:
Сохранение литературного языка как высшей формы национального языка,
основы культуры речи;
Повышение речевой культуры;
Увеличение словарного запаса учащихся;
Развитие речевой и мыслительной деятельности;
Развитие устной грамотной речи;
Развитие логического мышления;
Развитие
умений
построения
самостоятельного
коммуникативно
мотивированного высказывания;
Развитие умений оперирования информативным содержанием
прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 5 классов.
Программа курса рассчитана 1 год обучения с проведением занятий 1 раза в
неделю.
Формы контроля:
- собеседование;
- самостоятельные и практические работы;
-диагностика, сочинения (устные и письменные).
Методы
работы:
анализ,
практикумы,
ролевые
игры,
беседы,
редактирование
собственного высказывания или речи, реставрация текста, анализ текста, устные
выступления учащихся с последующей дискуссией, составление таблиц.
Итогом работы должно стать устное выступление учащихся.
Взаимосвязь с программой Воспитания
Одним из направлений программы Воспитания является «ценности научного
познания – воспитание к стремлению познания себя и других людей, природы и общества,
получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и
общественных потребностей». Эти ценности находят свое отражение в содержании
занятий,
которые
самоконтроля,
позволяют
волевой
обучению
саморегуляции,
учащихся
развития
навыкам
внимания,
самоорганизации
памяти,
и
мышления,
воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа
жизни, эмоционального благополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания –
полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их
позитивной социализации.
Особенности работы педагогов по программе
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и
практических работ с учащимися, составляет основу программы. Деятельность учителя
сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее
проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе
обучения
педагогической
технологии
личностно-ориентированного
образования
«ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности).
В подготовке и проведения данного курса используется технология здоровье
сберегающего обучения и воспитания: создание психологического комфорта, санитарногигиенических условий, двигательной активности и других критериев, которые влияют
на успешность в обучении.
Педагогическая
целесообразность
программы
заключается
в
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей основе
компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трёх уровней
обученности: репродуктивного, прикладного и творческого. Такое сочетание форм
позволяет качественно сформировать предметные навыки, поддерживать на высоком
уровне познавательный интерес обучающихся, готовность к творческой деятельности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать
красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога
с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных
текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание
ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной
проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью,
корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и
синтез; устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и
обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты:
Ученик научится выделять основную и дополнительную информацию текста, определять
его принадлежность определённому типу и стилю речи; анализировать тексты с точки
зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие
тексты и редактировать собственные; правильно произносить широко употребляемые
слова; соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим
значением, а также с условиями общения.
Содержание курса
Раздел I. Вводный раздел.
Тема 1. Родная речь – великая «кладовая» народа.
Богатство и красота русской речи. Этапы становления и развития русского языка. Устная
речь. Письменная речь. Монолог и диалог. Язык как инструмент общения. Великие
россияне о русском языке. Родная речь как выражение исторической мудрости народа.
Работа в группах по усвоению признаков понятий.
Раздел II. Культура речи и ее нормы.
Тема 2. Что такое грамотная речь? Качества хорошей речи.
Культура речи. Правильное произношение слов, грамотное построение фраз, понимание
смысла слов. Понятие языковой нормы. Различие варианта и речевой ошибки.
Упражнения на исправление речевых ошибок.
Тема 3. Орфоэпическая грамотность.
Правила ударения в русской речи. Слова, которые надо запомнить. Правильность
произношения букв в словах. Орфоэпический диктант.
Тема 4. Изучение стилей речи.
Понятие «речевая ситуация». Признаки речевой ситуации. Характеристика ситуации
общения, работа с текстом. Знакомство с речевыми разновидностями: разговорной речью
и книжной.
Тема 5. Книжные стили речи.
Разделение книжной речи на стили. Сопоставление тилей речи. Позиция автора.
Использование всех стилей речи при общении. Работа с текстом.
Тема 6. Художественный стиль.
Признаки художественного стиля. Работа с текстом художественного стиля. Словесное
«рисование». Тема 7. Практикум по стилистическому редактированию текста.
Работа с текстом, определение стиля речи и редактирование его в соответствии с
указанным заданием. Тема 8. Знакомство с типами речи.
Описание, повествование, рассуждение. Приемы определения типов речи. Работа с
текстом. Тема 9. Проверочная работа по разделу «культура речи и ее нормы».
Проверка усвоения понятий «стили и типы речи».
Раздел III. Текст.
Тема 10. Работа над понятием «Текст»
Формирование понятий о тексте. Признаки текста. Работа с текстом. Тема 11. Знакомство
с абзацем как частью текста.
Понятие микротемы. Композиция текста. Структура абзаца. Развитие мысли в каждом
абзаце. Составление плана текста.
Тема 12. Практикум по вычленению микротем в тексте. Работа с текстом, анализ текста.
Тема 13. Работа с текстом (практикум).
Различные приемы работы с текстом: реставрация текста, разученный диктант и проч.
Тема 14. Практикум по работе с текстом.
Изучение игровых форм работы с текстом, развитие слуховой и зрительной памяти
учащихся.
Раздел IV. Типы речи.
Тема 15. Описание предмета.
Работа с текстом – описанием предмета. Речевая ситуация, при которой используется
описание. Тема 16. Словесное «рисование».
Устное сочинение – описание по картине. Тема 17. Повествование.
Действие как основной признак повествовательного текста. «Данное» и «новое» в
повествовательных текстах. Обучение логике построения повествования. Расчленение
действий в повествовании на составные части с целью избежать неоправданные повторы.
Подбор языковых средств для называния действий.
Тема 18. Составление повествовательного текста.
Устное сочинение – повествование на тему «Как я однажды…» Тема 19. Рассуждение.
Отличие содержания повествования и описания от рассуждения на основе связи с
окружающей действительностью. Структура текста- рассуждения: тезис, аргументы и
вывод. Работа с текстом – рассуждением.
Тема 20. Построение текста – рассуждения. Мини-сочинение, ответ на проблемный
вопрос. Тема 21. Соединение типов речи в тексте.
Оправданность выбора типов речи в тексте. Замысел автора. Тема текста. Идея текста.
Тема 22. Практическая работа по разным типам текста.
Анализ текста.
Раздел V. Совершенствование речевых умений.
Тема 23. Работа над сочинением определенной тематики.
Оперирование накопленным речевым опытом. Подготовка к сочинению. Анализ текстов
сочинений из художественной литературы.
Тема 24. Сочинение о себе и о своей жизни.
Подготовка к сочинению, работа с текстами -
примерами сочинения на данную тему,
написание небольших текстов на конкретную ситуацию.
Тема 25. Сочинение о себе и о своей жизни.
Написание сочинения.
Тема 26. Сочинения о животных. Работа с примерами сочинений. Тема 27. Сочинения о
животных. Написание сочинения.
Раздел VI. Риторика.
Тема 28. История развития риторики.
История развития риторики. Знаменитые ораторы. Тема 29. Выбор темы выступления.
Слово и текст.
Обучение выбору темы выступления, умению строить композицию выступления. Тема 30.
Виды выступлений.
Развлекательное выступление, информационное выступление, агитационное выступление.
Тема 31. Язык публичного выступления.
Правильность, логичность и точность выказывания, разбор образцов публичного
выступления. Тема 32. Произнесение речи.
Выступления учащихся на выбранную тему. Тема 33 – 34 – Резервные уроки.
5 класс (34 часа)
ф
Название раздела
№
Количество
часов
п/п
1
Вводный раздел
1
2
Культура речи и ее нормы
8
3
Текст
5
4
Типы речи
8
5
Совершенствование речевых умений
5
6
Риторика
5
7
Резервные уроки
2
Итого
34
Литература для учащихся
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Пешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра 8 класс: учебник
для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2014.