1
Содержание
Пояснительная записка ......................................................................................................................................... 3
Результаты освоения программы......................................................................................................................... 5
Содержание программы ........................................................................................................................................ 6
Календарно-тематическое планирование .......................................................................................................... 8
Список литературы .............................................................................................................................................. 10
2
Пояснительная записка
1.
2.
3.
4.
5.
Рабочая программа педагога-психолога для детей с РАС разработана на основе стандарта разработки примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, так и разработки, реализации
рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам. Это коррекционно- образовательная программа, адаптированная для
этой категории детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (вариант 8.2, 8.3). Рабочая программа обеспечивает развитие личности
воспитанников со схожими диагнозами (РАС) в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
Компенсация особенностей развития обучающихся достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом
труда, с учетом интересов обучающихся, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального
подхода, эмоционально- благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и
понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности. Данная программа
направлена на обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные
анализаторы, на формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами, на формирование
первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения
выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Данная
программа предназначена для организации коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога именно с такими детьми.
Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей должны быть
разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их
возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать потенциал этих детей. Очевидно, что организация школьного
обучения детей с РАС требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду
соответствующего их особым
образовательным потребностям.
Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения
Цель: формирования, развития, коррекции эмоционально-волевой сферы, коммуникативного поведения, познавательной деятельности у
обучающихся c РАС является психологическая коррекция эмоциональных нарушений, повышение их активности и самостоятельности,
формирование и развитие коммуникативных навыков, подготовка к жизни в современном обществе; психологическая поддержка и
приобщение обучающихся к учебно-познавательной деятельности.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
Формирование понимания, выражения и различения базовых эмоций;
Развитие навыков эмоционально-волевой регуляции деятельности.
Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
Обеспечение системного подхода к созданию возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом;
Активизация навыков устной коммуникации, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
3
6. Формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
7. Коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм
поведения;
8. Формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных практических задач
Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:
1. Системность и последовательность.
2. Индивидуально-дифференцированных подход.
3. Использование различных методов обучения, подобранных согласно индивидуальным потребностям и особенностям развития
учащегося с РАС.
4. Психологическая безопасность.
Важным структурным компонентом психолого-педагогического сопровождения является организация жизнедеятельности ребенка в
социуме
Характерные особенности психического развития ребенка с РАС
Психическое развитие ребенка с РАС характеризуется нарушениями в трех основных сферах: социальное взаимодействие и
коммуникация, ограниченные интересы и стереотипное поведение, и гиперчувствительность к сенсорным стимулам. Это проявляется в
трудностях с установлением зрительного контакта, пониманием невербальных сигналов, ограниченным репертуаром игр,
повторяющимися действиями, а также повышенной тревожностью и неприятием новых ситуаций или звуков. Речь может быть не
направлена к собеседнику, присутствовать эхолалии (повторение чужих слов), неправильное использование местоимений. Дети с РАС
часто испытывают трудности с пониманием интонации, языка тела и поддержанием зрительного контакта. Они могут быть
замкнутыми, не проявлять интереса к другим детям или взрослым, а также испытывать дискомфорт от такти льного
контакта. Ограниченные интересы и стереотипное поведение. Повторение одних и тех же действий или игр, а также сильная
привязанность к определенным игрушкам или предметам. Дети могут быть «зациклены» на одном предмете, а другие игры и занятия
могут вызывать у них стресс. Неспособность или нежелание менять привычный ход действий, например, менять игру. Ребенок может
остро реагировать на запахи, звуки, свет, тактильные ощущения. Незнакомые обстановки или ситуации вызывают у ребенка стресс, он
может плакать, кричать или прятаться. Могут возникать неадекватные страхи, связанные с особым толкованием ситуации, а также
боязнь определенных предметов или звуков.
Нормативно-правовая документация:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных
символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК -295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
4
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09 1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства
от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы ООО
В качестве контрольно-измерительных материалов используются:
1) Тест Люшера
2) Методика «Кактус»
3) Несуществующее животное
Место программы в учебном плане: занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме на базе ОУ.
Курс программы рассчитан на 1 год: 3 класс – 34 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет 40 минут.
Цель программы: формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной
адаптации к школьной жизни и социализации.
Результаты освоения программы
Развитие эмоционально-волевой сферы личности и коммуникативных навыков является формирование следующих умений:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- развитие и сохранение устойчивых контактов со сверстниками (появление друзей);
- проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи;
- адекватная оценка своей учебной деятельности;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
- формирование представлений об эмоциях, о социально приемлемых способах их выражения.
- развитие понимания и различения собственных эмоций и эмоций других людей.
- формирование навыков саморегуляции (например, обращаться за помощью и принимать помощь; попросить выйти или отдохнуть,
когда
устал, без проявлений нежелательного поведения).
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик- ученик);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- владение элементарными навыками и ритуалами социального взаимодействия;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
5
Развитие познавательной деятельности является формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы и понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять простые закономерности;
- рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- концентрировать, переключать внимание;
- развивать память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно- моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ.
- определять последовательность событий.
Содержание программы
3 класс
В программе предусмотрен специальный набор игр и упражнений, направленных на развитие познавательной сферы обучающихся, на
развитие эмоционально-личностной и коммуникативной сфер воспитанников. Таким образом, в ходе реализации программы происходит
комплексное воздействие на личность обучающихся, что создает предпосылки для лучшей социализации обучающихся. В соответствии
с указанными целями и задачами определяется содержание данного курса.
Программа состоит:
1. Эмоционально-волевая сфера:
- Игры и упражнения, включающие в себя формирование первоначальных представлений ребенка об эмоциях, формирование навыков
различения собственных и чужих эмоций.
- Игры и упражнения, включающие в себя формирование и развитие поведенческих реакций, соответственно эмоциям, а
также первоначальных представлениях о формах взаимодействия соответственно эмоциям (попросить помощи, если страшно, позвать
играть, если радостно и т.д.).
- Игры и упражнения, направленные на формирование навыков социально-приемлемых форм поведения, формирование
адекватных способов эмоционального реагирования и выражения собственных эмоций в проблемных ситуациях, развитие самоконтроля.
- Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие навыков коммуникации в различных жизненных ситуациях (если
потерялся и страшно, то…, если узнал новое и радуюсь, то…)
2. Познавательная сфера:
- упражнения, игры на развитие восприятия.- упражнения, игры на развитие памяти.
- упражнения, игры на развитие внимания.
- упражнения, игры на развитие мышления.
6
Структура занятий включает в себя следующие компоненты: приветствие, основная часть, рефлексия, прощание.
Приветствие и прощание - являются важным моментом, позволяющим создать атмосферу доверия и безопасности, структурировать
новую, незнакомую для ребенка деятельность.
Основная часть - состоит из психологических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы. Для занятия
необходимо подбирать многофункциональные техники, которые позволят одновременно формировать качества, навыки, способности и
представления у детей, и поддерживать динамическое развитие.
Рефлексия занятия - предполагает оценку занятия, психологом и ребенком, в двух аспектах: эмоциональном (понравилось/не
понравилось) и смысловом (что мы сделали, почему это важно, что мы узнали)
7
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п
Наименование раздела, темы
Раздел 1
1
Раздел 2
Диагностика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Количество
часов
2
Коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы и
Эмоция “Радость”. «Что такое радость?», «Как выглядит радость?», «Кто
радуется?».
Развитие внимания, концентрации внимания, способности переключать внимание.
Развитие объема внимания. Упражнения на развитие устойчивости внимания: «Подбери
картинки к сюжету», «Штриховка»
Эмоция «Страх», «Что такое страх?», «Как выглядит страх?», «Кто боится?», «Что
делать, если страшно?», «Если другому страшно, то я могу ...».
Развитие ощущений, восприятия размера и формы. Разделение предметов по классам по
назначению. Игры на взаимодействие.
Эмоция «Злость». «Что такое злость?», «Как выглядит злость?», «Как злюсь?»,
«Если злюсь, что делать?», «Если другой злиться, то я могу ..»
«Если я злюсь, то …», «Если я злюсь, то я могу …», «Что делать, если другой злится?»
2
Развитие познавательного интереса через игровую деятельность. Парная игра с
педагогом. Узнавание предмета по его признаку.
“Как я могу успокоиться и расслабиться?” “Я хочу перемену”, “Я хочу отдохнуть”,
“Давай поиграем”.
Развитие зрительной памяти и наблюдательности. Выполнение цепочки действий по
зрительному плану
Эмоция «Удивление». «Что такое удивление?», «Как удивляются?»
2
Развитие зрительного восприятия. Мыслительная операция анализ и синтез. Игры на
взаимодействие.
Картинки и слова. Активизация слуховой и зрительной памяти. Запоминание
последовательности событий. Игры на имитацию. Тренировка зрительной памяти.
Развитие зрительной памяти: «Чего не хватает», «Что в м
3
8
4
2
2
2
2
2
2
2
3
Дата
13
Эмоция «Грусть». «Что такое грусть?», «Как выглядит грусть?», «Если мне грустно, то я могу».
2
14
«Наши эмоции». Повторяем эмоции. «Что делает человечек?»
2
15
Развитие пространственных представлений: место предмета в пространстве
2
16
«Как познакомиться и поиграть?», «Я знакомлюсь», «Я хочу с тобой поиграть».
2
17
2
19
Обучение способности удерживать инструкцию. Развитие мышления: классификация и
группировка по одному признаку (цвет, форма, размер).
«Как и у кого я могу попросить о помощи?», «Помоги мне». Игра «Если я ..., то можно
сделать …», «Если мне …, то я …», «Попроси/помоги». Обыгрывание ситуаций.
Развитие зрительной памяти. Способы запоминания классификация и группировка.
20
Классификация и обобщение: выделение из общего понятия единичного
2
21
2
22
Классификация и обобщение: распределение предметов по группам на основе
группового признака
Развитие мышления: закономерности и логические цепочки.
23
«Что делать, если …». «Что делать, если чувствуешь ..?», «Приключения лисенка»
2
24
3
25
Обучение способам запоминания: мнемический план. Парная игра с педагогом.
Узнавание предмета по его признаку
Игры в паре. Действия по очереди. Домино, лото, мемори, ходилки.
26
«Что я могу?», «Как рассказать о том, что я могу?».
2
27
Диагностика
2
18
9
2
2
2
2
Список литературы
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого- педагогических комиссий. М.: Владос, 2003.
2. Заломаева Н.Б.Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам.
3. Игровая терапия: искусство отношений Г.Л. Лендрет, 1998.
4. Как научить ребенка с аутизмом учиться. Практическое руководство для педагогов и специалистов образовательных учреждений.
Составитель: Паллот Э.М. Пер. с англ. – Пермь, 2004.
5. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: пер. с нем. : в 4-х томах. – М :
Генезис. – К. Фопель – 1998- 1999 г.
6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития
детейдошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2002.
7. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция
М.:Изд-во Моск. ун-та, 1990.
8. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития / И.А. Шаповал. – 2005.
9. Никольская О. С., Баенская Е.Р., ЛиблингМ.М.Аутичный ребенок: пути помощи М.: Теревинф, 1997.
10.Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов
сопровожденияосновной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.
11. Развитие сенсорной сферы детей. Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова.- М.: Просвещение, 2011.
12. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Практическое пособие. – М : Генезис. – 2005.
13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и
младший школьный возраст. М.: Айрис-пресс, 2005. - (Библиотека психолога образования).
14. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога - дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. :
Гуманитар, изд. центр ВЛА
10