В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее – ФГОС) одним из разделов адаптированной основной
общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП) является программа коррекционной
работы, в которой не малое место отводится развитию коммуникативных умений и
навыков обучающихся. Нарушения речевого развития обучающихся данной категории
носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетикофонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Формирование
полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне
развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств
языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений, навыков
свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. В связи с этим
,коррекционный курс «Логопедическая коррекция» является актуальным.
Данная программа обеспечивает требования ФГОС: формирование первоначальных
навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой, формирование элементарных
представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний;
осознание значения чтения для решения социально-значимых задач, развития
познавательных интересов; формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения
доступных по содержанию и возрасту литературных текстов; формирование
коммуникативных навыков в процессе чтения и литературных произведений; расширение
представлений об окружающей действительности; обогащение лексической и грамматикосинтаксической сторон речи; развитие навыков связной устной речи, навыков устной
коммуникации и их применение в различных ситуациях общения; ознакомление со
средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционная работа по развитию фонематических процессов, лексико грамматического строя и формированию связной речи, проводимая на коррекционно –
развивающих логопедических занятиях (индивидуальных/ подгрупповых/ групповых),
способствует наиболее полноценному овладению русским языком обучающимися,
уверенной коммуникации в социуме, а также служат основой дальнейшей социальной
адаптации обучающихся, развития жизненных компетенций, формирования личности в
целом.
Логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом. Содержание
логопедических занятий согласовано с программой по чтению, русскому языку и речевой
практики. Логопедическая работа осуществляется в рамках целостного подхода к
воспитанию и развитию обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Исходным
принципом для определения целей и задач логопедической коррекции, а также способов
их решения является принцип единства диагностики коррекции развития. Главным
является и создание условий, в максимальной степени, способствующих развитию
обучающегося.
Логопедическая работа основывается на принципе поэтапного формирования
умственных действий, чтобы обучающийся смог от наглядно-действенного и нагляднообразного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане. Весь процесс
работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,
абстрагирования, обобщения с максимальным включением анализаторов, использованием
разнообразной наглядности.
Нарушения речи детей носят стойкий характер, поэтому этапы закрепления
правильных речевых навыков тщательно отрабатываются, часто повторяются
логопедические упражнения с включением элементов новизны по содержанию и по
форме. Учитывая психофизическое состояние, особенности ВНД, работоспособность,
уровень несформированности речи, предполагается частая смена видов деятельности,
переключение ребенка с одной формы работы на другую. Цели занятия излагаются
умственно отсталому ребёнку чрезвычайно конкретно, в доступной форме.
Для реализации программы коррекционного курса применяются логопедические
технологии в рамках личностно-ориентированного подхода, которые позволяют
учитывать:
психологические особенности обучающихся
с
интеллектуальным
недоразвитием;
подачу учебного
материала
дозированными,
последовательными,
систематичными шагами с частым повторением пройденного;
практическую направленность учебно-коррекционного процесса;
поддерживающий характер обучения, предполагающего своевременную
помощь и уверенность на логопедических занятиях.
Накоррекционно-развивающихлогопедическихзанятияхиспользуютсяследующие
технологии:
по коррекции звукопроизношения обучающихся и развитию лексико
–грамматических категорий, технологии: Р. И. Лалаевой, М.Е. Хватцева, М.Ф.
Фомичёвой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, Ю.Б. Жихаревой-Нор-кинойи др.;
по формированию навыков звукового анализа и синтеза, адаптированная
методика Г. А.Глинка, Н. Зайцева;
для развития связной речи, обогащению словарного запаса обучающихся,
технологии: Н.Г. Андреевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой и др.;
по предупреждению и исправлению нарушений чтения и письма,
технологии: Р.И Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Е.В Мазано - вой, О. В
Чистяковой и др.
При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются
индивидуальные особенности каждого ребенка. Коррекционно - развивающие занятия
выполняют задачи подготовки выпускника к самостоятельной жизни, готовят к
вступлению в сложный мир производственных и человеческих отношений.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом, на освоение коррекционного курса отводится:
1 классы по 66 часов в год (2часа в неделю); 2-4 классы по 68 часа в год (2 часа в
неделю);
Логопедические занятия проводится в первую и вторую половину дня.
Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для обследования
устной и письменной речи обучающихся.
Последние две недели мая (с 15 по 31 мая) отводятся для итогового обследования
устной и письменной речи обучающихся и проведения мониторинга усвоения программы
коррекционного курса.
Продолжительность логопедических занятий составляет:
В I (дополнительном)и I классах групповое занятие 35-40 мин, индивидуальное2040 минут.
во II - IV классах длительность группового занятия составляет 40 – 45 мин,
индивидуального – 20-45 мин.
Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий не более 6-8человек.
Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является при мерным и
может варьироваться в зависимости от результатов обследования, а также от
индивидуального темпа усвоения программного материала. Весь материал,
представленный в программе, составлен с учетом «гибкого» КТП, в котором
последовательность тем и содержание работы согласуются с планированием учителя по
предметам "русский язык" и "чтение, "речевая практика".
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах.
Личностными результатами освоения коррекционного курса определены:
1)
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
2)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
3)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержания
коррекционного
курса,
базируются
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов и представлены минимальным и достаточным уровнем.
Предметные результаты освоения коррекционногокурса1этапаобучения 1(1) и 1- 4
классы (восполнение пробелов в развитии фонетико – фонематической стороны речи,
лексико-грамматического строя речи, профилактика дисграфии):
развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание наслух
звуков речи;
овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
формирование правильного звукопроизношения;
умение правильно использовать поставленные звуки;
развитие умения контролировать собственную речь.
Ожидаемые предметные результаты:
Достаточный уровень:
Обучающийся умеет:
Слышать есть ли заданный звук в слове(ударный гласный в начале и в
середине слов, согласный глухой, сонорный в начале, середине слова);
Определять количество и последовательность звуков в прямых и обратных
слогах;
Выделять первый звук в слове;
Различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в
разной последовательности;
Различать близко звучащие, но разные по значения слова;
Определять последовательность звуков в словах, состоящих из трех звуков;
Определять количество звуков в слове;
Определять количество слов в предложении (в том числе с предлогами в, на,
из, у, над, под, с, за, к)
Понимать значение и употреблять в речи предлоги в, на, из, у, над, под, с, за,
к.
Дифференцировать звонкие и глухие парные, твердые и мягкие парные
согласные
Применять на письме для обозначения мягкости согласных мягкий знак,
йотированные гласные;
Списывать с доски, прочитанные и разобранные слова и предложения(с
предлогами и без);
Писать под диктовку предложение с предварительной подготовкой;
Правильно оформлять предложения (начало предложения, конец
предложения);
-
Использовать поставленные звуки в устной речи
-
Контролировать собственную речь.
Минимальный уровень:
Обучающийся умеет:
Слышать есть ли заданный звук в слове (ударный гласный в начале);
Определять количество и последовательность звуков в прямых и обратных
слогах с организующей помощью учителя-логопеда;
Выделять первый гласный звук в слове;
Различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в
разной последовательности;
Списывать с доски, прочитанные и разобранные слова и предложения;
Определять количество слов в предложении;
Понимать значение предлогов в, на, из, у, над, под, с, за, к, без, около, перед
Использовать поставленные звуки в устной речи.
Содержание коррекционного курса
Программа коррекционного курса построена по цикличному принципу и
предполагает, повторение лексической тематики в каждом классе с добавлением новых
тем (усложнением материала).
Основные направления коррекционно-педагогической работы разделены на3этапа:
Iэтап:1 (дополнительный) и 1–4классы (восполнение пробелов в развитии фонетикофонематической стороны речи, профилактика и коррекция дисграфии, дислексии,
развитие лексико-грамматических категорий).
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ Месяц Число Форма занятия
п/п
Кол.ч Тема занятия
1.
Тест
1
Развитие памяти и
мышления.
2.
Беседа, работа в 1
малых группах
3.
Занятие-сказка
1
4.
Познавательное
занятие-беседа
1
Развитие слухового
внимания
и
восприятия
Уточнение
пространственных
Понятий и временных
представлений.
Слово. Предложение.
5.
Беседа, работа в 1
малых группах
Слова-предметы
6.
Познавательное
занятие-беседа
Слова-действия
1
Форма
контроля
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
7.
Познавательное
занятие-беседа
1
Слова-признаки
8.
Познавательное
занятие-беседа
Познавательное
занятие-беседа
Познавательное
занятие-беседа
1
Звуки речи. Речевые
и неречевые звуки
Гласные и согласные
звуки.
Звук и буква Аа
печатная.
11.
Познавательное
занятие-беседа
1
Звук и буква
печатная.
Оо
12.
Познавательное
занятие-беседа
1
Звук и буква
печатная.
Уу
13.
Самостоятельная
работа. Викторина
Познавательное
занятие-беседа
1
Звук и буква ы
печатная
Звук и буква Ии
печатная
Самостоятельная
работа. Творческие
задания.
Познавательное
занятие-беседа
1
Дифференциация
гласных 1 ряда.
1
17.
Познавательное
занятие-беседа
1
18.
Познавательное
занятие-беседа
1
19.
Познавательное
занятие-беседа
1
20.
Познавательное
занятие-беседа,
викторина
Познавательное
занятие-беседа.
Обучающие игры
Обучающие игры
1
Буква Яя вначале
слова,
после
согласных.
Буква Юю вначале
слова,
после
согласных.
Буква Ее вначале
слова,
после
согласных.
Буква Ёё вначале
слова,
после
согласных.
Гласные II ряда.
9.
10.
14.
15.
16.
21.
22.
1
1
1
1
Звук и
печатная
буква
1
Звук и
печатная
буква
Зрительный,
графический
диктанты
тест
тест
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты;
выборочный
диктант
Графический
диктант
Зрительный,
графический
диктанты;
выборочный
диктант
Выборочный
диктант
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Ш Зрительный,
графический
диктанты
Ж Зрительный,
графический
диктанты
23.
Обучающие игры
1
24.
Обучающие игры
1
25.
Обучающие игры
1
26.
Обучающие игры
1
27.
Познавательное
занятие-беседа
1
28.
Познавательное
занятие-беседа
1
29.
Познавательное
занятие-беседа
1
30.
Познавательное
занятие-беседа
1
31.
Познавательное
занятие-беседа
1
32.
Познавательное
занятие-беседа
1
33.
Познавательное
занятие-беседа
Познавательное
занятие-беседа
Исследовательская
деятельность
Познавательное
занятие-беседа
1
1
Звуки т-т*.Буква Тт
печатная.
Познавательное
занятие-беседа
Познавательное
занятие-беседа
1
Звуки д-д*. Буква Дд
печатная.
Дифференциация д-т
39.
Обучающие игры
1
Звуки к-к*. Буква Кк
печатная.
40.
Творческие
задания.
1
Звуки г-г*. Буква Гг
печатная.
41.
Самостоятельная
работа
1
Дифференциация г-к
34.
35.
36.
37.
38.
1
1
1
Звук и
печатная
буква
Ц Зрительный,
графический
диктанты
Звук и буква Ч Зрительный,
печатная
графический
диктанты
Звук и буква Щ Зрительный,
графический
печатная
диктанты
Звук и буква Й Зрительный,
графический
печатная
диктанты
Звук и буква Нн Зрительный,
печатная
графический
диктанты
Звук и буква Мм Зрительный,
печатная
графический
диктанты
Звук и буква Лл Зрительный,
печатная
графический
диктанты
Звук и буква Рр Зрительный,
печатная
графический
диктанты
Звук и буква Йй Зрительный,
графический
печатная
диктанты
Звуки буква Х,Ц,Ч, Щ Зрительный,
печатная
графический
диктанты
Звуки п-п*. Буква Пп Выборочный
печатная
диктант
Звуки б-б*. Буква Бб Выборочный
печатная.
диктант
Дифференциация б-п Выступление
Зрительный,
графический
диктанты
Выборочный
диктант
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
42.
Обучающие игры
1
43.
Обучающие игры
1
44.
Самостоятельная
работа
1
45.
Обучающие игры
1
46.
Обучающие игры
1
47.
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Работа в малых
группах.
Творческие
задания
Творческие
задания.
Работа в малых
группах
1
48.
49.
1
1
Звуки с-с*. Буква Сс
печатная.
Зрительный,
графический
диктанты
Звуки з-з*.Буква Зз
Зрительный,
графический
печатная.
диктанты
Дифференциация с-з Зрительный,
графический
диктанты
Звук Ш. Буква Шш
Зрительный,
печатная
графический
диктанты
Звук Ж. Буква Жж
Зрительный,
печатная
графический
диктанты
Звуки ф-ф*, Буква Выборочный
Фф печатная
диктант
Звуки в-в*, Буква Вв Выборочный
печатная
диктант
Дифференциация в- Зрительный,
в*, ф-ф*
графический
диктанты
1
Звуки А,О
1
Звуки О,У
Творческие
задания.
Работа в малых
группах
1
Звуки З,Ж
1
Звуки С,Ц
54.
Работа в
группах
1
Звуки Ц, Ть
55.
Работа в малых 1
Ь знак на конце слов
группах.
Творческие
задания
Резервные темы
Ь знак на конце слов
Работа в малых 1
группах. Анализи
просмотр текста
Работа в малых 1
Ь знак в середине
группах
слов
50.
51.
52.
53.
56.
57.
58.
малых
Работа в малых
группах.
Практическая
работа.
1
Ь знак в середине
слов
Выборочный
диктант
Зрительный,
графический
диктанты
Выборочный
диктант
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
59.
60.
Работа в малых 1
группах.
Практическая
работа.
Работа в малых 1
группах. Анализ и
просмотр текста
Обозначение
мягкости согласных
при помощи гласных
2 ряда
Обозначение
мягкости согласных
при помощи гласных
2 ряда
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
60
2 класс
№ Месяц Число Форма занятия
п/п
Кол.ч Тема занятия
Форма
контроля
тест
1
Развитие памятии
мышления.
2.
Занятие-сказка
1
3.
тест
1
Уточнение
пространственных
понятий
и
временных
представлений.
Гласные
и
согласные звуки.
4.
Занятие-сказка
1
5.
Познавательное
занятие-беседа
1
6.
Беседа, работа в 1
малых группах
Дифференциация
ы-и.
7.
Познавательное
занятие-беседа
1
Дифференциация
а-я.
8.
Познавательное
занятие-беседа
1
Дифференциация
а-я.
9.
Объяснение
Нового материала в
игровой форме
Объяснение
нового материала в
Игровой форме
Объяснение
Нового материала в
игровой форме
Объяснение
нового материала в
игровой форме
1
Дифференциация
у-ю.
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
графический
диктанты
1
Дифференциация
у-ю.
графический
диктанты
1
Дифференциация
о-ё.
графический
диктанты
1
Дифференциация
о-ё.
графический
диктанты
1.
10.
11.
12.
Слогообразующая
роль гласных.
Дифференциация
ы-и.
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Тест
1
Дифференциация
э-е
графический
диктанты
1
Дифференциация
э-е
графический
диктанты
1
Дифференциация
и-й
графический
диктанты
1
Дифференциация
и-й
графический
диктанты
1
Дифференциация
ё-ю.
графический
диктанты
1
Дифференциация
ё-ю.
графический
диктанты
1
Дифференциация
э-е.
1
Дифференциация
э-е.
21.
Объяснение
Нового материала в
игровой форме
Объяснение
нового материал в
Игровой форме
Объяснение
Нового материала в
игровой форме
Объяснение
Нового материала в
игровой форме
Объяснение
нового материала в
Игровой форме
Объяснение
Нового материала в
игровой форме
Объяснение
нового материала в
игровой форме
Объяснение
нового материала в
Игровой форме
Работа в парах
1
Дифференциация
гласных1-2ряда.
22.
Работа в парах
1
Дифференциация
гласных1-2ряда.
23.
Познавательное
занятие-беседа
Познавательное
занятие-беседа
Познавательное
занятие-беседа
1
Мягкий знак на
конце слов.
Мягкий знак на
конце слов.
Мягкий знак на
конце слов.
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
тест
26.
Познавательное
занятие-беседа
1
Мягкий знак на
конце слов.
27.
Познавательное
занятие-беседа
1
Мягкий знак на
конце слов.
28.
Самостоятельная
работа. Викторина
Познавательное
занятие-беседа
1
Мягкий знак в
середине слова.
Мягкий знак в
середине слова.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
24.
25.
29.
1
1
1
тест
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты;
выборочный
диктант
Графический
диктант
Зрительный,
графический
диктанты;
выборочный
диктант
Самостоятельная
работа.
Творческие
задания.
Творческие
задания
Самостоятельная
работа
1
Мягкий знак в
середине слова.
Выборочный
диктант
1
Мягкий знак в
середине слова.
Мягкий знак в
середине слова.
тест
33.
Познавательное
занятие-беседа
1
Разделительный ь
34.
Познавательное
занятие-беседа
1
Разделительный ь
35.
Познавательное
занятие-беседа
1
Разделительный ь
36.
Познавательное
занятие-беседа
1
Разделительный ь
37.
Познавательное
занятие-беседа,
викторина
Познавательное
занятие-беседа
Познавательное
занятие-беседа
Исследовательская
деятельность
Познавательное
занятие-беседа
1
Разделительный ь
1
Дифференциация
с-з
Дифференциация
с-з
Дифференциация
с-з
Дифференциация
ш-ж
Познавательное
занятие-беседа
Познавательное
занятие-беседа
1
44.
Обучающие игры
1
Дифференциация
п-б
45.
Творческие
задания.
1
Дифференциация
п-б
46.
Самостоятельная
работа
1
Дифференциация
п-б
47.
Обучающие игры
1
Дифференциация
т-д
30.
31.
32.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
1
1
1
1
1
Дифференциация
ш-ж
Дифференциация
ш-ж
Выборочные
творческие
задания
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Выборочный
диктант
Выборочный
диктант
Выступление
Зрительный,
графический
диктанты
Выборочный
диктант
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
48.
Обучающие игры
1
Дифференциация
т-д
49.
Самостоятельная
работа
1
Дифференциация
т-д
50.
Обучающие игры
1
Дифференциация
ф-в
51.
Обучающие игры
1
Дифференциация
ф-в
52.
Самостоятельная
1
работа
Работа в малых 1
группах.
Творческие
задания
Викторина
1
Дифференциация
ф-в
Дифференциация
к-г
53.
54.
Творческие
задания
Самостоятельная
работа
Обучающие игры
55.
56.
1
1
Дифференциация
к-г
Дифференциация
к-г
Парные согласные
1
Дифференциация
а-о
59.
Работа в малых 1
группах
Обучающие игры
1
60.
Обучающие игры
Дифференциация
и-у
Дифференциация
п-т
Дифференциация
б-д
57.
58.
1
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Выборочный
диктант
Зрительный,
графический
диктанты
Графический
диктант
Графический
диктант
Выборочный
диктант
Зрительный,
графический
диктанты
Выборочный
диктант
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Повторение
пройденных тем
61
61
3 КЛАСС
Месяц
1.
2.
Число
Форма занятия
Кол.ч
Тест
1
Занятие-сказка
1
Тема занятия
Развитие
памяти
и мышления.
Уточнение
пространственных
понятий и временных
представлений.
Форма контроля
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
3.
Тест
1
Корень слова
4.
Познавательное
занятие- беседа
1
5.
Беседа, работа в
малых группах
1
Родственные и
однокоренные
слова
Правописание слов с
двумя корнями
6.
Беседа, работа в
малых группах
1
Суффикс. Образование
слов при помощи
суффиксов
7.
Познавательное
занятие- беседа
1
Суффикс. Образование
слов при помощи
суффиксов
Зрительный,
графический
слуховой
диктанты
8.
Работа в парах
1
Приставка.
Образование
слов
новых
Работа в парах
1
Приставка.
Образование
слов
новых
10.
Познавательно е
занятиебеседа
1
Окончание
11.
Беседа, работа в
малых группах
1
Разбор слова по
составу
12.
Самостоятельная
работа.
Творческие задания.
1
Разбор слова по
составу
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты;
выборочный
диктант
Зрительный,
графический
диктанты
Выборочный
диктант
13.
Обучающие игры
1
Ударение в словах.
Ударный
и
безударный слог.
Безударная гласная в
корне слова
14.
Работа в парах
1
Безударная гласная в
корне слова
15.
Самостоятельная
работа
1
Безударная гласная в
корне слова
16.
Обучающие игры
1
Звонкие и глухие
согласные в корне
слова и на конце
слов
9.
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
17.
Занятие-сказка
1
18.
Работа в малых
группах.
Творческие
задания
Беседа, работа в
малых группах
1
1
Непроизносимые
согласные
в корне
слова
Зрительный,
графический
диктанты
20.
Работа в парах
1
Непроизносимые
согласные в корне слова
Зрительный,
графический
диктанты
21.
Работа в малых
группах.
Творческие
задания
Самостоятельная
работа
1
Разделительный Ъ и
Ь
Зрительный,
графический
диктанты
1
Разделительный Ъ и
Ь
Выборочный
диктант
23.
Беседа, работа в
малых группах
1
Раздельное
написание со
Словами предлогов
в, из
Зрительный,
графический
диктанты
24.
Познавательное
занятие- беседа
1
Раздельное написание
со словами предлогов к,
на
Зрительный,
графический
диктанты
25.
Творческие
задания.
1
Раздельное
написание со
словами предлогов
от, по
Зрительный,
графический
диктанты
26.
Работа в парах
1
Раздельное на писание
со словами предлогов
с,у
Зрительный,
графический
диктанты
27.
Работа в малых
группах.
Творческие
задания
Познавательное
занятие- беседа
1
Дифференциация
предлогов и
приставок
Зрительный,
графический
диктанты
1
Дифференциация
предлогов и
приставок
Выборочный
диктант
Познавательное
занятие- беседа
1
Слова–неприятели.
Антонимы
Зрительный,
графический
диктанты
19.
22.
28.
29.
Звонкие и глухие
согласные в корне
слова и на конце
слов
Звонкие и глухие
согласные в корне
слова и на конце
слов
Тест
Зрительный,
графический
диктанты
30.
Работа в парах
1
Слова-приятели.
Синонимы
Зрительный,
графический
диктанты
31.
Самостоятельная
работа
1
Слова–близнецы.
Омонимы
Тест
32.
1
Самостоятельная
работа. Викторина
33.
Познавательное
занятие- беседа
1
34.
Познавательное
занятие- беседа
1
35.
Познавательное
занятие- беседа
1
36.
Работа в парах
1
37.
1
Самостоятельная
работа. Викторина
38.
Познавательное
занятие- беседа
1
39.
Познавательное
занятие- беседа
1
40.
Познавательное
занятие- беседа
1
Части речи. Имя
Графический
существительное.
диктант
Изменение
существительных по
числам
Образование мн.ч.
Зрительный,
существительных.
графический
Практическое
диктанты
употребление
существительных в
форме Им.п. мн.ч.
Род
Выборочный
им.существительного
диктант
.Дифференциация
существительных
разного рода
Род
Зрительный,
им.существительного графический
.Дифференциация
диктанты
существительных
разного рода
Практическое
Зрительный,
употребление
графический
существительного в
диктанты
Форме ед. и мн.ч.
Практическое
Графический
употребление
диктант
существительных в
форме ед. и мн.ч
Им.п и В.п.
Зрительный,
Практическое
графический
употребление
диктанты
существительных в форме
ед. и мн.чВ.п и Р.п
Практическое
употребление
существительных в
форме ед.им н.ч
Д.п.
Практическое
употребление
существительных в
форме ед.и мн.ч Т.п.
Зрительный,
графический
диктанты
Выборочный
диктант
41.
Работа в парах
1
Практическое
употребление
существительных
в
форме ед.им н.ч П.п.
Зрительный,
графический
диктанты
42.
Познавательное
занятие-беседа
1
Имя прилагательное.
43.
Познавательное
занятие- беседа
1
Согласование
существительных и
Прилагательных в
числе
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
44.
Работа в парах
1
Словоизменение
прилагательных.
Согласование
прилагательных с
существительными
в роде и числе.
Глагол
45.
Работа в парах
1
46.
Познавательное
занятие- беседа
1
Согласование
существительных
и глаголов в числе
Согласование
существительных и
глаголов в роде
47.
Обучающие игры
1
48.
Самостоятельная
работа.
Творческие
задания.
1
49.
Творческие
задания
1
50.
Обучающие игры
1
51.
Работа в парах
1
Образование
глаголов
совершенного вида
от глаголов
несовершенного
вида
Согласование
количественных
числительных с
существительными
Составление
предложений о
предметным
картинкам
Составление
предложений по
сюжетным
картинкам. Ответы
на вопросы.
Выборочный
диктант
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Выборочный
диктант
Выборочный
диктант
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
52.
Познавательное
занятие- беседа
1
53.
Работа в парах
1
54.
Работа в малых
группах.
Творческие
задания
1
55.
Познавательное
занятие- беседа
1
Составление
предложений по
сюжетным
картинкам. Ответы
на вопросы.
Составление
предложений из
отдельных слов,
стоящих в
начальной
форме
Составление
предложений из
отдельных слов,
стоящих в начальной
форме
Составление
предложений из
отдельных
слов (в
заданной
форме с
Зрительный,
графический
диктанты
Выборочный
диктант
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
нарушением
последовательности
)
56.
Обучающие игры
1
Составление
предложений из
отдельных слов (в
заданной форме с
Зрительный,
графический
диктанты
нарушением
последовательности
)
57.
Работа в малых
группах
1
Деление сплошного
текста на
предложения.
Выборочный
диктант
58.
Обучающие игры
1
Деление сплошного
текста на
предложения
Выборочный
диктант
59.
Самостоятельная
работа
1
60.
Творческая работа
1
Составление текста
из
деформированных
предложений
Составление
рассказа по серии
сюжетных
картинок. Ответы на
вопросы
Выборочный
диктант
Картинный
план
60ч
4 класс
№ Месяц Число
п/п
Форма занятия
Кол.
ч
Тема занятия
Форма
контроля
1
Тест
1
2
Занятие-сказка
1
Уточнение
пространственных
понятий и временных
представлений.
3
Тест
1
4
Познавательно е
занятиебеседа
1
Повторение. Текст.
Предложение. Слово.
Слог.
Повторение. Деление
слов на слоги.
Правила переноса
слов.
5
Беседа, работа
В малых
группах
Тест
1
Ударение. Ударный и
безударный слог.
1
Корень. Родственные
слова.
7
Беседа, работа в
малых
группах
1
8
Работа в парах
1
9
1
Познавательно
е
занятиебеседа
1
Самостоятельная
работа.
Творческие задания
Суффикс.
Образование слов
при помощи
суффиксов
Приставка.
Образование новых
слов.
Окончание.
6
10
11
Работа в парах
1
12
Обучающие игры
1
13
Беседа, работа в
малых
группах
1
14
1
15
Работа в малых
1
группах, творческие
задания
Развитие
памяти
Разбор слов по
составу. Составление
слов из морфем.
иЗрительный,
мышления.
графический
диктанты
Зрительны
й,
графическ
ий
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительны
й,
графическ
ий
диктанты
Беседа ,работа
в малых
группах
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Выборочный
диктант
Правописание
безударных гласных в
корне слова
Звонкие и глухие
согласные в корне слова
и на конце слов
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Непроизносимые
Зрительный,
согласные в корне слова. графический
диктанты
Буквы О, Ё после
шипящих в корне слова.
Дифференциация
Зрительный,
предлогов и приставок. графический
диктанты
16
Работа в малых
1
группах, творческие
задания
Разделительный Ъ и Ь.
17
Самостоятельная
работа. Викторина
1
Имя существительное. Зрительный,
графический
Изменение
существительных по диктанты
числам.
18
Познавательное
занятие- беседа
1
Род имени
существительного.
Изменение
существительных по
родам.
Дифференциация
существительных
Разно города.
Зрительный,
графический
диктанты
19
Самостоятельная
работа. Викторина
1
Практическое
употребление
существительных в
форме ед. и
мн.числа И.п.
Зрительный,
графический
диктанты
20
Познавательное
занятие- беседа
1
Практическое
употребление
существительных в
форме ед. и мн.числа
Им.и В. п.
21
Познавательное
занятие- беседа
1
Практическое
Зрительный,
употребление
графический
существительных в
диктанты
Форме ед. и мн.числа В.
п. и Р. п.
22
Познавательное
занятие- беседа
1
Практическое
употребление
существительных в
форме ед.и мн.числа
Д. п.
23
Работа в парах
1
Практическое
употребление
существительных в
форме ед.и мн.числа
Т.п. без предлога.
24
Работа в парах
1
Практическое
Зрительный,
употребление
графический
существительных в
диктанты
Форме ед.и мн.числа П.
п.
25
Познавательно е
занятие- беседа
1
Имя прилагательное.
Согласование
существительных и
прилагательных в
числе.
Зрительный,
графический
диктанты
Графический
диктант
Зрительный,
графический
диктанты
Выборочный
диктант
Зрительный,
графический
диктанты
26
Самостоятельная
работа. Викторина
1
Словоизменение
прилагательных.
Согласование
прилагательных с
существительными в
роде и числе.
Зрительный,
графический
диктанты
27
Работа в парах
1
Глагол. Согласование
существительных и
глаголов в числе.
Зрительный,
графический
диктанты
28
1
Работа в малых
группах, творческие
задания
Согласование
существительных и
глаголов в роде.
Зрительный,
графический
диктанты
29
Работа в парах
Зрительный,
графический
диктанты
30
1
Работа в малых
группах, творческие
задания
Изменение глаголов по
лицам и числам в
настоящем и будущем
времени.
Изменение глаголов по
родам и числам в
прошедшем времени.
31
Познавательное
занятие- беседа
1
32
Работа в малых
группах,
1
33
Познавательное
занятие-беседа
1
34
Работа в малых
группах, творческие
задания
35
Работа в малых
группах, творческие
задания
1
Понятие о
неопределенной форме
глагола.
Согласование глагола и
существительного в
роде, числе
Согласование глагола и
существительного во
времени.
Правописание глаголов
на -ться и – тся
Правописание глаголов
на -ться и– тся
36
Самостоятельная
работа. Викторина
1
Речь. Предложение как
единица речи.
37
Работа в парах
1
Слово. Смысловое
значение слова.
38
Обучающие игры
1
Образные слова и
выражения в нашей
речи.
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительны
й,
графическ
ий
диктанты
Зрительны
й,
графическ
ий
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
39
Работа в парах
1
40
Познавательное
занятие-беседа
1
41
Упражнение в
употреблении образных
слов при
описании предмета.
Связь слов в
предложении.
1
Упражнение в
установлении связей
слов в предложении.
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
42
Работа в парах
1
Составление
Зрительный,
предложений из данных графический
слов. Упражнения в
диктанты
выделении главных слов
в предложении
постановке вопросов к
ним.
43
Самостоятельная
работа
1
Составление
Зрительный,
предложений из данных графический
слов. Упражнения в
диктанты
выделении
второстепенных членов
предложения и
постановке вопросов к
ним.
44
Работа в парах
1
Выборочный
диктант
45
Работа в малых
1
группах,
творческие задания
Творческая работа 1
Работа с
деформированными
предложениями.
Составление
предложений по
опорным словам.
Составление рассказа из
предложений, данных в
неправильной
смысловой
последовательности.
Работа с
деформированным
текстом. Деление
текста на отдельные
предложения.
Зрительный,
графический
диктанты
Упражнение в делении
текста на отдельные
предложения.
Составление связного
текста из
деформинованных
предложений.
Деление текста на части
и озаглавливании их.
Зрительный,
графический
диктанты
Выборочный
диктант
46
47
Самостоятельная
работа
48
49
1
Работа в малых
группах, творческие
задания
Творческая работа 1
50
Работа в парах
1
1
Зрительный,
графический
диктанты
Выборочный
диктант
Зрительный,
графический
диктанты
51
Работа в малых
1
группах, творческие
задания
Упражнение в
выделении частей
рассказа и
озаглавливании их.
52
Беседа, работа в
малых группах
1
Развитие навыка
Зрительный,
связного высказывания. графический
Письменные ответы на диктанты
вопросы.
1
Обучение письменному
ответу на вопросы.
Работа над изложением.
Составление плана
изложения.
Упражнение в
составлении плана
изложения.
53
54
Работа в парах
55
1
Работа в малых
группах, творческие
задания
56
Самостоятельная
работа
57
1
Работа в малых
группах, творческие
задания
58
Самостоятельная
работа
1
59
Творческая работа
1
60
Творческая работа
1
1
1
Зрительный,
графический
диктанты
Выборочный
диктант
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Написание изложения по Зрительный,
самостоятельно
графический
составленному плану.
диктанты
Работа над сочинением. Зрительный,
Составление плана
графический
рассказа.
диктанты
Упражнение в
составлении плана
рассказа и написании
сочинения по нему.
Составление рассказа по
картинке с
использованием
опорных слов.
Зрительный,
графический
диктанты
Зрительный,
графический
диктанты
Сочинение по данному
началу.
60 ч.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Методическое обеспечение рабочей программы
Данилов С.И. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности
младших школьников.- М., 2001.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов: Пособие для логопеда. М., 2001.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью
фонематического восприятия (Выпуск 1). М., 2008.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью
фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Выпуск 2).
М., 2005.
Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий.М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Свистящие, шипящие, и самые звонкие. Тетрадь для
логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий. -М.:
Ярославль: Академия развития, 2006.
КозыреваЛ.М.Программно-методическиематериалыдлялогопедическихзанятийс
младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006.
КозыреваЛ.М.Путешествиевстранупадежей.Тетрадьдлялогопедическихзанятий.
-М.: Ярославль: Академияразвития,2006.
10. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических
занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
11. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для
логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
12. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических
занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
13. Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических
занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
14. КоноваленкоВ.В.Безударныегласныевкорнеслова:рабочаятетрадьдлядетей69лет.-М.:ГНОМ, 2011.
15. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и
синтеза. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Изд-во Гном и Д, 2006.
16. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом упражнений по коррекции
акустической дисграфии (в двух частях). – М.: Изд-во Гном и Д, 2007.
17. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Издво Гном и Д, 2006.
18. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции
дисграфиинапочвенарушенияязыковогоанализаисинтеза.–М.:Изд-воГномиД, 2007.
19. Прокопьева Т.И. Методические рекомендации по коррекции общего недоразвития
речи у учащихся 1-х классов /Т.И. Прокопьева – Чебоксары, 2013 – 88 с.
20. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших
школьников: Учебное пособие. М., 1997.
21. ТригерР.Д.Подготовкакобучениюграмоте:Пособиедляучителя.-Смоленск:ООО Издво «Ассоциация ХХI века», 2000.
22. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова-названия предметов, действий, признаков
предметов. – М.: Первое сентября, 2004.
23. Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического
развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Р. И. Лалаева, Н.